Учимся читать. Обзор методик и инструментов

14 мая 2019
Фантазёры.рф
Купить книги для детей учащихся читать в интернет-магазине Фантазеры.рф

Методик обучения детей чтению существует много. Кстати, психологи и лингвисты считают, что правильнее говорить не об овладении чтением, а об обучении грамоте, поскольку навыки чтения и письма осваиваются ребёнком одновременно. Чтобы легче сориентироваться, родителям нужно понимать ведущие принципы обучения чтению. На данных принципах и основаны самые известные и популярные методики.

Во-первых, классический и широко используемый в школьном обучении звуковой (фонетический) подход или звукобуквенная методика. Большинству педагогов она известна, как методика Даниила Борисовича Эльконина. Многие буквари основаны на данном подходе: сначала ребенок учит буквы и то, какие звуки они обозначают; затем учится складывать знакомые буквы в слоги, и на заключительном этапе – разучивает чтение по слогам, начиная со слов и постепенно переходя к чтению предложений.

Как и у любого метода, у звукобуквенной методики есть свои сильные стороны и свои недостатки. Из ограничений стоит упомянуть, что этот метод не подходит для раннего обучения детишек до 5-6 лет. Умение анализировать и достаточно развитый фонематический слух приходят только на определенном этапе развития. Раньше времени применять звуковой подход просто не имеет никакого смысла – результат, в подавляющем большинстве случаев, будет нулевой. Хотя для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников методика Эльконина почти идеальна, она выдержала многолетнюю проверку временем. Кроме того, к звуковому подходу создано огромное количество материалов начиная от букварей, мультфильмов, магнитных азбук и заканчивая приложениями для смартфонов. Также большой популярностью у тех, кто приветствует данных подход, пользуются различные «Буквари» и обучающие игры от Олеси Станиславовны Жуковой, Надежды Сергеевны Жуковой (слоговое чтение), Натальи Николаевны Павловой.

Следующий блок методик основывается на, так называемых, складах. То есть, в основе обучения лежат не отдельные звуки и даже не слоги, а совершенно другие единицы чтения. В склад, в отличие от слога, входит не больше двух букв. Это может быть, как сочетание согласной и гласной букв, так и отдельная гласная или согласная. Часто пишут о том, что такой подход является для русскоязычных народов наиболее древним способом обучения, а также, что данную методу очень поддерживал Лев Николаевич Толстой.

На сегодня существует довольно много вариаций и систем обучения чтению по складам. Одна из самых известных – методика прогрессивного педагога Николая Александровича Зайцева. Как и некоторые другие аналогичные идеи, система Зайцева – это уникальный авторский метод, для обучения по которому необходимы специальные материалы (например, кубики Зайцева, таблицы, методички) и хорошее знание приёмов и способов работы с детьми. Безусловный плюс – детки обучаются в процессе игры и учиться можно с любого возраста.

Похожие подходы используются в методиках Сергея Николаевича Полякова, Натальи Владимировны Пятибратовой, Евгения Васильевича Чаплыгина, Вячеслава Вадимовича Воскобовича и других. На самом деле, для чтения по складам сейчас тоже выпускают массу вспомогательных инструментов. Но тут, как всегда, важно чтобы эти материалы правильно использовались согласно принципам выбранного педагогического подхода. В противном случае, пользы будет немного, а результат может получиться сомнительный. Одним из безусловных плюсов складового чтения является скорость и лёгкость обучения самых маленьких детишек, а одним из минусов – возможные трудности при дальнейшем столкновении ребёнка с классическими школьными методиками.

И, наконец, существуют способы обучения чтению сразу целыми словами. Наиболее известна методика американца Глена Домана. Её ошеломляющая новизна произвела в своё время впечатление на многих родителей. Вкратце, суть системы Домана в том, чтобы ребёнку, практически с рождения, показывать в строго определённом порядке карточки с написанными на них целыми словами. Но нужно учитывать: метод Домана входил в его комплексную систему развития ребёнка, то есть чтение не являлось единственной целью. Сейчас существует адаптированные методики с элементами «от Домана». Например, система раннего развития детей француженки Сессиль Лупан.

Вообще говоря, для тех, кто интересуется и практикует «интенсивное родительство» спектр методик по раннему и всестороннему развитию малышей очень разнообразен и богат – это и методика Марии Монтессори, и Вальдорфская школа, подход семьи Никитиных, «Метода интеллектуального развития ребёнка» (МИРР) Павла Викторовича Тюленева, и даже ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Генриха Сауловича Альтшуллера, и так далее.

Но вернёмся к чтению. Перечисленные и вновь создаваемые методики постоянно творчески перерабатываются педагогами и родителями, ежегодно предлагаются новые вариации… Но применение любых подходов и методик требует в первую очередь ясного понимания: каков именно ваш ребёнок, что может ему понравиться и пойдёт на пользу, а что, например, не соответствует его уровню развития, возрасту и характеру? Ведь цель – не только научить малыша быстро читать, но и привить ему любовь к данному процессу, развить интеллект и дать новые навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Поэтому обратите внимание на важные признаки того, что малыш готов к восприятию новой информации и обучению чтению:

  • понимает значение произносимых вами слов и сам свободно говорит полными предложениями;
  • различает звуки и обладает развитым фонематическим слухом (то есть на слух легко отличит том и дом, лук и люк и так далее);
  • произносит чётко и внятно все звуки, не имеет логопедических проблем;
  • понимает общие направления движения слева-направо, сверху-вниз

Наличие этих знаний и умений не всегда обязательно, но очень желательно при начале обучения чтению практически по любой из методик.

В скором времени на «Фантазёрах» в помощь мамам и папам появятся специальные тематические наборы для обучения чтению, которые пригодятся и понравятся малышам.

В набор войдут игра «Зверобуквы» от бренда «Банда Умников», эксклюзивная азбука-постер «Миллион историй» от питерского иллюстратора Ии Гаас, две книжки от бесподобной Джулии Дональдсон, две книги из серии «Я читаю сам» от издательского дома «АСТ», а также три тонкие книги со стихами детских поэтов-классиков Агнии Барто, Корнея Чуковского, Самуила Маршака и др. А что родители уже сейчас могут найти на сайте нашего интернет-магазина?

Сказки и истории для малышей – если вы ищите, чтобы ещё интересного почитать своему крохе и какие красивые новые иллюстрации показать, то наверняка в данном разделе найдётся подходящая книга.

Учимся различать цвета и формы здесь вы найдёте как художественные книги для маленьких, так и пособия, например, «Цвета и формы. Книга с наклейкам» от Ольги Земцовой.

Все Книги Ольги Земцовой – это множество развивающих тестов для маленьких читателей, начиная от 1 года, книжки по развитию речи, обучению чтению, письму и так далее.

Книги для изучения букв и цифр среди которых есть и «Буквари» от Натальи Павловой, Ирины Голуб, Владимира Степанова, и просто замечательные красочные «первые книжки» такие как «Элмер» Дэвида Макки или «Азбука Бабы Яги» Андрея Усачева.

Развивающие книги для малышей тут и виммельбухи Ротраут Сузанны Бернер и необычные издания для самых маленьких от Эрика Карла, и первые энциклопедии в картинках

Ещё больше энциклопедий познавательной литературы для детей разного возраста в разделе Познавательные и развивающие книги

Настольные игры для обучения и расширения кругозора

Приятного чтения и весёлого обучения!