Как рассматривать картинки с пользой?

22 января 2019
Фантазеры.рф

В детстве одна из самых больших радостей – рассматривать красочные рисунки в книжках. Сейчас издательства выпускают разнообразную литературу для младшего возраста с минимумом текста или совсем без него. Такие книжки целиком ориентированы на визуальное восприятие и нравятся деткам разного возраста - от рождения до младшего школьного. Впрочем, и ребята постарше извлекут пользу и удовольствие из книг с хорошими иллюстрациями. Но что можно сделать, чтобы картинки лучше «работали»?

1. Ищем персонажа. Существуют издания-виммельбухи, например, книги Анны Клейборн «Где балерина?» и «Где Шекспир?», или знаменитая серия Мартина Хэндфорда «Где Волли?», где в названиях уже сформулировано кого нужно искать. В принципе, любая книжка-картинка дает возможность поискать среди множества рисованных персонажей и сюжетов задуманный предмет или героя. Можно вместе с малышом заранее выбрать, а потом найти задуманное изображение человечка, животного, машины, корабля, цветка и так далее.

2. «Собираем» цвета. Не менее интересная задача – находить на рисунках вещи конкретного цвета. Можно устроить семейные соревнования: кто найдет быстрее или больше предметов загаданного цвета.

3. Нравится - не нравится. На страничке или развороте могут оказаться изображения как милые сердцу рассматривающего, так и неприятные. Предложите ребенку продолжить фразу или выскажитесь первым: «На этой картинке мне/тебе нравится/не нравится…» Варианты могут оказаться весьма занятными. Такая игра пополняет словарный запас и учит размышлять, особенно, если обсудить: почему изображения приглянулись или наоборот не понравились?

4. Посчитаем. Считать интересно, когда ты уже умеешь это делать. В виммельбухах, например, десятки предметов и героев. Начните с простого счета до 3-х, 5-ти, 10-ти. Или используйте обратный подход: «На этой картинке только три …» Предложите малышу найти кого. Допустим, три белочки. Сосчитайте их вместе. Поначалу можно использовать понятия «много» и «мало». Взрослый говорит: «Здесь мы видим много…», ребенок продолжает: «Цветочков».

5. Отгадываем загадки. Участник игры описывает, что видит на рисунке, а остальные должны угадать и показать. Допустим: «Я загадал того, кто стоит у красных дверей» или «Найди на рисунке самого веселого (грустного, смешного, быстрого) героя». Вариантов масса, иллюстрации сами подскажут, что можно поискать.

6. Описываем действия. Потренируйтесь описывать действия нарисованных героев и животных. Есть два основных способа. Можно задавать конкретные вопросы: «Что делает эта девочка, женщина, птичка, овечка?» Или предложите ребенку закончить фразу: «Эта коричневая лошадка …» Чем подробнее описываются внешность и действие, тем лучше – умение видеть детали развивает внимание, а новые слова и определения формируют богатую речь.

7. Сочиняем рассказ или сказку по иллюстрации. Здесь нет практически никаких ограничений для родительской или детской фантазии. Постепенно переходите от историй, придуманных/подсказанных мамой или папой, к тому, чтобы малыш предлагал свои собственные сюжеты.

8. Развиваем память. Множество элементов в виммельбухах, эмоционально насыщенные иллюстрации к сказкам – всё подходит для упражнений и игр на вспоминание. Предложите ребенку хорошенько рассмотреть рисунок в течение минуты, затем закройте книжку. Пусть малыш назовет, что запомнил, а потом расскажите, что помните вы. Откройте книгу и проверьте себя. Полезно повторить игру несколько раз на одном рисунке. Другой вариант: по памяти описывать нарисованного персонажа – какие у него глазки, какое настроение, во что одет и прочее. Можно повспоминать сколько на странице определенных предметов, или сыграть в угадайку: назвать примерное количество каких-либо фигурок, а затем открыть рисунок и вместе пересчитать сколько их на самом деле.

9. Учимся фокусировать внимание. Книжки-картинки, особенно виммельбухи, кишат множеством изображений – глаза разбегаются от разнообразия. Как научиться удерживать взгляд на каком-то одном? Подойдет такой простой способ, как перерисовывание единственного героя или предмета. Неважно насколько в итоге детский рисунок получится похожим на образец, главное, что ребенку придется сосредоточить на нем свое внимание.

Вот такой небольшой список развивающих занятий, которые пригодятся при рассматривании картинок вместе с детьми. Играйте, читайте и получайте удовольствие.