Как прочитать ребенку одну книжку 100 раз и не сойти с ума?
Примерно в возрасте около года малыши начинают говорить отдельные слова. В семьях, где деткам читают вслух с раннего возраста, одним из первых слов становится «читай». Иногда уже с полутора лет, а чаще с двух, кроха может проявить удивительную привязанность к единственной книге. Причём это может оказаться что угодно – от коротеньких стишков до длинных сказок Чуковского и Андерсена. Иногда предложить замену бывает совершенно невозможно – ребенку нужна конкретная книжка.
Родители с разной степенью стойкости переносят бесконечные просьбы прочесть одно и то же, порой несколько раз на дню. Первые десятки раз чтение проходит относительно легко, особенно, если книгу любит и взрослый, кому выпала честь её озвучивать. Но занятых и уставших родителей порой утомляет бесконечное перечитывание, повторяющиеся слова и страницы. В раннем детстве многократное повторение необходимо для полноценного эмоционального развития, пополнения знаний о мире, обогащения речи и так далее.
Как же облегчить участь многократного чтеца-исполнителя?
1. Читайте с выражением. Звучит банально. Но попробуйте:
- чтение «по ролям»,
- разными голосами,
- грустно и радостно,
- тихонечко шепотом,
- громко и очень громко,
- растягивая слова, если уместно,
- ускоряясь в моменты развития сюжета,
- выдерживая паузы в особо драматических местах,
- пропевая мелодичные строчки или стихи и так далее.
Это полезно для формирования речи и восприятия, а ваш артистизм обязательно будет вознагражден горящими глазами и бурей эмоций. Конечно, нужно быть внимательным и не делать того, что малышу откровенно не нравится или пугает.
2. Изредка отказывайтесь от чтения. Устать можете не только вы, но и книга. Ей может понадобиться поспать, полежать, передохнуть, подумать и даже пообщаться с книжками-подружками. Правда-правда.
3. Меняйте «локации», позу и обстановку. Отправьтесь с книгой «в поход» - разбейте лагерь на полу среди подушек и почитайте лежа, переместитесь с привычного места в совершено иные условия: на кухню, в ванную, в коридор, на балкон, на улицу (книжечка хочет на прогулку). Вносите в чтение разнообразие - пробуйте неожиданные ситуации и места.
4. Вовлекайте слушателя. Когда стихотворение или сказка прочитаны множество раз, вполне резонно ожидать, что ребенок запомнил очень многое наизусть. Привлекайте его к процессу. Конечно, это не значит, что от двухлетки пора требовать прочесть что-то самому (хотя дети разные и кто-то уже сможет). Попросите продолжить предложение, ответить за кого-то из героев, помочь вам «читать» - кое-кто из малышей любит изображать чтение, воспроизводя текст по памяти и глядя на страницу с важным видом. Иногда достаточно интонационно показать, что вы ждете продолжения фразы, чтобы ребенок поддержал игру.
5. Зовите на помощь других членов семьи. Пусть книжечку, что двадцать раз прочла мама, однажды вдруг прочитает папа, или наоборот. Или призовите помощника на середине истории, поскольку главному чтецу «внезапно» пришлось отлучиться. В общем, чем больше потенциальных чтецов-исполнителей - тем лучше.
Маленькие детки бывают на удивление консервативны – родители могут столкнуться с тем, что читать любимую книжку нужно только в определенное время, в конкретном месте, только одному из членов семьи и только тем способом и голосом, который требуется. В данном случае, лучше просто пойти навстречу родному человечку. Вы не представляете, как быстро пролетит время и останется лишь вспоминать счастливые минутки, проведенные за чтением книжек малышу.