Существуют разные методики и подходы к разучиванию стихов. Мы собрали для вас основные принципы и наиболее эффективные приемы.
Цель и мотивация. Если родители ставят целью побыстрее «запихнуть» в ребенка кучу текстов, то результат будет обратным. В первую очередь, процесс разучивания должен стать для крохи игрой и удовольствием. Но настаивать, если малыш не хочет или устал, и превращать учение в мучение – плохая идея. Не торопитесь и обязательно хвалите детей, восхищайтесь каждой выученной строчкой.
Чтение вслух. Многие детки сами легко и без усилий запоминают массу стихотворений, просто потому, что в семье много читают вслух или декламируют стихи. Читайте выразительно, громко и эмоционально. Правильно соблюдайте рифмы, выдерживайте паузы. Это всегда помогает тем детям, которые лучше воспринимают информацию на слух. Можно использовать аудиозаписи, если ребенку нравится их слушать.
. Чтение стихотворений ритмично хорошо способствует запоминанию. Уловив ритмический рисунок стихотворения, можно: отбивать ритм ногой, хлопать в ладоши, постукивать пальцами по столу, делать танцевальные движения и даже стучать в барабан. Поможет и обыкновенный мячик – прочтите строчку или слово и бросьте мяч ребенку, а он должен кинуть его обратно, проговаривая следующую строфу или повторяя за вами. В ход пойдут любые способы, выделяющие ритмическую составляющую стихотворного текста.
Пение. Многие стихотворения нетрудно положить на знакомые мелодии или придумать собственный музыкальный напев, и стихи превратятся в песенки. Если малышу нравится петь или он любит музыку, то разучивать мелодичные тексты юному декламатору будет приятнее и веселее.
Эмоции. Каждое поэтическое произведение вызывает определенные чувства, его герои или автор испытывают какие-то эмоции. Что чувствует бычок, который идет качается или зайка, брошенный хозяйкой? Это грустные строчки, но они трогают сердце и забыть их практически невозможно. Иногда эмоциональный фон не так ясен. Тогда следует призвать на помощь воображение и обыграть стихотворение для большей выразительности, например, читать каждую строку по-новому: одну прорычать, другою пропищать, а третью прореветь басом.Проститутки в городе индивидуалки Тюмень Крулгосуточно и анонимно
Понимание. Если малыш не понимает словосочетаний и выражений, то ему будет гораздо труднее их запомнить. Дети порой неправильно воспроизводят строчки, заменяют в них слова просто потому, что не понимают смысла. Так и получается, что ветер гоняет «стаи куч» вместо «туч», «коленка моя» вместо калинки, а в Одессе обожают «кости моряка». Обязательно разъясните все слова, перескажите сюжет, смысл истории. Непонятные термины, просторечия, исторические или неясные обороты посмотрите в словаре.
Рисунки. Для тех, кому легче воспринимать визуальные образы, полезно нарисовать картинку к каждому четверостишию или строке. Обсудите с ребенком все рисунки и зарифмованную ситуацию, прежде чем заучивать наизусть. Примерно то же самое делают взрослые, когда представляют в голове яркие ассоциативные образы-картинки для запоминания нужной информации.
Пантомима. Здесь работают не только образы, эмоции, но и двигательная память. Покажите «в лицах» всё, что происходит в поэтической истории, разыграйте с ребенком каждую строфу – изобразите, что делают персонажи и как они это делают. Сюжет + эмоции + движение = выученное стихотворение. Лучше выбирать для заучивания стихи, где достаточно образов и динамики, много действий, выраженных глаголами.
Метод «снежного кома». Разучивать стихотворные произведения рекомендуют по частям. Снежный ком - это заучивание и воспроизведение «по нарастающей». Несколько раз повторите вместе с ребенком первую строку. Когда она хорошо запомнилась – добавьте вторую и произносите их последовательно до запоминания. Затем добавьте к ним третью, четвертую и прочие. Другой вариант выглядит так: малыш повторяет за вами только последнее слово в начальной строке, затем два, затем больше, пока не озвучит самостоятельно всю строку. То же самое проделывается с остальными строчками.
И, главное, помните: залог успеха в разучивании стихов с детьми любого возраста – это доброжелательность, терпение и повторение пройденного.